Буряты и монголы считаются родственными племенами, но даже близнецы не всегда бывают одинаковыми по характеру.
Монголы — кочевники-завоеватели, со всеми присущими такому укладу жизни традициями. Они не привязывались к дому и месту. Зачем, если дом всегда с собой — где юрту поставил, там и живёт.
Просторы Монголии — это в основном степи и полупустыни. Долго на одном месте там не прокормиться. Съел скот траву — пошли дальше.
Так и сформировался тип собак — среднего роста, крепкого, крепкого-сухого типа конституции. Крупная тяжёлая (относительно) собака долго не пробегает. Да и волка не массой — увертливостью и скоростью берут.
На эту увертливость и выносливость в длинных угонках за лошадью настроена и анатомия банхара: сухие связки и суставы, формат, близкий к квадратному у кобелей и чуть более растянутый у сук, недлинный почти горизонтально поставленный круп обуславливает высокую посадку хвоста и относительно короткие движения задних конечностей — собака легко переходит в галоп, а рысит только в моменты отдыха.
По структуре шерсть банхара не прилегающая — она отходит от шкуры почти под прямым углом — ость подпирает плотно набитый подшерсток. Такую шерсть не продует ветер и не забьет снег. Украшающий волос очень тонкий и мягкий и с возрастом образует «косы» по бокам головы. Это сейчас в угоду шоу-бизнесу ФЦИ их стали удалять, а до присоединения страны к этой структуре дреды были гордостью владельцев — у других собак шерсть таких длинных кос не держит.
Сама голова недлинная, умеренно широкая в черепной части с ушами, поставленными высоко, висячими на хрящах, сгиб уха продолжает линию лба, а сами уши направлены строго вперед. Любопытно, но факт — при длинной шерсти на корпусе, голове и конечностях уши банхаров покрыты короткой бархатистой очень плотно набитой шерстью.
Отношения между монголами и их собаками больше всего похожи на отношения чабанов и собак Средней Азии и Кавказа: человек определяет цель, а вот как собака к ней придет — это только ее трудности, сама решит.
Отсюда и характер гордых псов — самодостаточный, чуть отстранённый. Банхар действительно очень похож на самих монголов: невозмутимый взгляд как бы оценивает человека: хватит ли у того силы духа быть достойным партнёром в жизни и труде? Это подчеркивается относительно близко посаженными глазами.
Банхар редко прибегает к силе в отношениях с хозяином, но предпочитает решения принимать сам. И не важно, решит он погнать не понравившуюся собаку (на территории, которую банхар считает своей, чужих собак быть не должно, и он их устраняет физически, если дать ему такую возможность) или остановить встречного — нужно быть для него реальным лидером, чтобы заставить собаку считаться с мнением и желаниями человека. Не силой заставить — придётся голову включить.
Тут снова вспоминаются мои знакомые из Монголии — общительные, вежливые, улыбчивые, но… до определённой границы в разговоре, за которую не переступят сами и не пустят гостя. Они не возражают — просто уходят от темы.
Бурятия гораздо больше одета в леса и пересечена реками, чем её сестра — Монголия. Отсюда и разница в системе скотоводства — тут оно скорее отгонное. По тайге рассыпаны посёлки и города — от небольших заимок до крупных поселений. А при посёлках и на окраинах городов разлинованы квадраты и прямоугольники огородов. Здесь помимо охоты и пастьбы вполне налажен и крестьянский быт.
И вот тут дворовый волк — хотошо как раз на своём месте.
Живя бок о бок с соседями волей или, неволей научишься дипломатии. Буряты более эмоциональный и открытый народ. Они спорят, доказывая свою правоту, но разговаривать с ними проще — хотя бы потому, что в споре становится понятно, о чем человек думает.
Учитывая более оседлый образ жизни бурят, нетрудно догадаться о том, что собака при доме и дворе будет несколько более крупной и костистой. Тут можем говорить о крепком и крепком-грубом типе конституции. То есть собака получается немного более высокой и чуть более массивной, чем банхар. Голова более длинная и немного более массивная.
Глаза более широко расставлены.
Хотошо, как мы уже говорили, имеет более человекоориентированный характер. И взгляд его сильно отличается от банхарьего — спокойно-внимательный, — он смотрит НА человека, как будто заглядывая ему в душу, а не СКВОЗЬ него.
Уши чуть расставлены в стороны, а не “смотрят” строго вперед. И украшающий волос на них заметно развит, покрывая всю ушную раковину — если ухо поднять, он будет свисать красивой бахромой у длинношерстных собак и собак с промежуточным типом оброслости.
Да и структура шерсти другая — более прилегающая. Пронзительные ветра немного сдерживаются тайгой, а хоть и мягкий, но немного более грубый украшающий волос не создает дред под ушами. И если у банхара имеется роскошная грива, то хотошки по большей части этого украшения если не лишены, то одеты намного скромнее.
Среди хотошо длинношерстные собаки встречаются редко — основная часть поголовья имеет промежуточную оброслость: шерсть на боках недлинная, во время линьки легко осыпается сама, что сильно облегчает жизнь как собаке, так и хозяину. При этом наличествует грива, очесы на конечностях и подвес на хвосте.
Хотошо длинные быстрые перегоны ни к чему — в тайге не торопятся. Вот и рассчитан он на долгий не слишком быстрый переход, а ещё и на перемещение груза в волокуше в случае надобности. Тут удобнее более растянутый формат и несколько скошенный круп, а отсюда и постав хвоста у большинства собак на уровне спины, задирают они его только на бегу или при возбуждении. Султаны, характерные для банхаров встречаются не часто.
Движения хотошек несколько более размашисты, чем у банхаров — положение и длина крупа тому способствует, — но не стоит ждать или требовать от них овчарочьего вымаха. На галопе собака раскрывается почти полностью — более длинная, чем у банхаров, спина и поясница даёт им такую возможность.
Отношения бурят к собакам более тёплое и душевное, что ли, чем у монголов. Собака тесно связана с человеком и вписана в его быт. Вот и получается, что взаимодействие хозяина и собаки более тесное, а стало быть, собаке нужно считаться не только со своими желаниями, но и с хозяйскими.
Первые собаки, появившиеся в моем доме, поразили пластичностью и способностью находить компромиссы. Они охотно учились всему: от нормативных команд до тонкостей человеческого социума. Любое общение для них было и есть великая ценность.
А ещё поразила их не конфликтность с другими собаками. На ощеренную пасть, брызгающую слюной и исходящую яростью, они смотрят как на бесплатное представление. Драки между собой у них крайне редки и чаще всего заканчиваются после первого же выпада — высказались, друг друга поняли и разошлись.
У людей они тоже не вызывают чувства опасности — ровно до тех пор, пока собака не начинает угрожать. Вот тут, не размениваясь на лай, пёс тихим рычанием и телодвижениями умеет нагнать страху и на четвероногого, и на двуногого соперника. О выразительности их языка поз я уже упоминала.
И ведь именно о бурятском мальчике (всерьёз подозреваю, что автор писал о своём детстве) Андрейке Нимаеве писал Борис Костюковский в своей дилогии «Поездка к солнцу. Куда прячется солнце», ставшей отправной в моей собаководческой биографии. Сколько тепла и любви в этой книжке — не влюбиться в Лису-Няньку-Ноку просто невозможно!
Вот этот характер — не конфликтный, оптимистичный и потрясающе пластичный — и хотелось бы сохранить.
Автор Маныкина Е.Н.